Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.10.2017, 15:13

МОУ "Сольвычегодская средняя школа"

Меню сайта
Категории раздела
Новости [504]
Новости
Статьи для учеников [18]
Статьи для учителей [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Новости

Главная » Статьи » Статьи для учителей

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста, веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов. Костно-связочный аппарат ребёнка 7-11 лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого человека, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребёнка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения ещё не закончен.Только в возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, фаланг пальцев руки. В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время работы, при физической нагрузке, при использовании мебели, не соответствующей его росту, у него может возникнуть искривление позвоночника.

Мышечная система развивается вместе с костной. Движение в свою очередь влияет на все важные физиологические  процессы: кровообращение, обмен веществ, на развитие психики ребёнка. При занятиях спортом, физическом труде чрезмерно большое мышечное напряжение ведёт к нарушению условий нормального физического развития.

Большую роль играют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд- необходимые условия для правильного развития ребёнка.

Особенности развития сердечно- сосудистой системы, её несовершенство требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе.

 Большого внимания заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Её высший отдел-головной мозг. В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. У детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая Дети лучше запоминают конкретный материал.

 Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

При организации работы детей следует помнить о необходимости правильного сочетания физического и умственного труда. Такое чередование является предпосылкой нормального развития головного мозга. На снижение утомляемости положительно регулярная гимнастика. Работоспособность школьника находится в прямой зависимости от выработанных навыков и привычек. Чем больше он натренирован  в выполнении утреннего туалета, уборке постели, завтрака, приготовлении к школе, тем легче и быстрее ребёнок  выполнит эту работу.

Важным фактором в воспитании детей является игра. Играя, ребёнок усваивает нравственные понятия, у него формируются чувство товарищества и взаимопомощи, дисциплина и прилежание. Играя, ребёнок развивается и умственно.

 Для младшего школьника большую роль начинает играть труд. Теперь у него появился новый и более сложный труд-учёба. Учение- сильнейший фактор развития личности. В учебном труде развивается центральная нервная система ребёнка, увеличивается объём знаний, умений и навыков, появляется потребность в узнавании нового.

Кроме возрастных особенностей следует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности ребёнка. Эти особенности обусловлены типом нервной системы.                 Сильный, уравновешенный, подвижный тип(сангвиник) характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в работу.  Такой ребёнок подвижный, с выразительной мимикой, всё делает быстро, хорошо переключается с одного вида работы на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. Важно учить такого ребёнка доводить начатое дело до конца. Иначе   из него вырастет поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий тон общения может вызвать перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа повышает творческую активность, работоспособность. Но важно не перехвалит , так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип(флегматик).Ребёнок этого типа нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлительностью. Эмоционально слабо возбудим, но чувства глубокие, постоянные. Воспитание этого ребёнка должно быть направлено на закрепление черт характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если постоянно попрекать его за медлительность, ребёнок может замкнуться, проявлять равнодушие, а иногда и грубость. Взрослым надо иметь терпение и выдержку, поощрять детей за проявление активности, быстроты в движениях.

Сильный, но неуравновешенный тип(холерик).Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Такой ученик не всегда умеет сдержать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы. Воспитание такого ребёнка должно быть направлено на выработку выдержки, умений обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает  самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

Слабый тип (меланхолик). Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен, быстро утомляется. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуются поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, высказывания, больно реагируют на резкий, крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетения и подавленности. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

     Выделенные темпераменты в чистом виде почти не бывают. У человека сочетаются черты отдельных темпераментов. Назвать один тип темперамента хорошим, а другой плохим нельзя. Каждый темперамент содержит в себе предпосылки, которые  нужны человеку. На основе темперамента идёт формирование характера. С раннего возраста у детей надо воспитывать такое нравственное качество личности, как доброта. Оно воспитуемо у детей с разными темпераментами. Воспитание навыков культуры человека, собранности, готовности прийти на помощь товарищу, отзывчивости на чужую  беду необходимо у детей с разными темпераментами. Однако средства воздействия со стороны взрослых должны быть индивидуальны к каждому ребёнку в зависимости от его темперамента.    

Категория: Статьи для учителей | Добавил: Bootik (11.05.2012)
Просмотров: 2461 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Версия
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • МОУ "Сольвычегодская СОШ" 2017
    Конструктор сайтов - uCoz