Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 02.06.2020, 02:36

МОУ "Сольвычегодская средняя школа"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статья1

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

 

Агрессивные дети


Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio» – «нападение». Агрессивным считается поведение, «приносящее физический или моральный ущерб другим людям».
Психологи выделяют несколько возрастных периодов «естественной» повышенной агрессивности детей. Эти периоды совпадают с возрастными кризисами. Например, у трехлетнего ребенка агрессивность связана с расширением границ самостоятельности. Для созидательной деятельности у детей этого возраста еще недостаточно знаний и навыков, не сформированы еще усидчивость и внимание, и поэтому разрушительные действия преобладают над созидательными. Кроме того, стремление ломать часто является следствием бесконечных запретов и беспомощности, и лучшим «лекарством» против агрессивности станет безопасная, разнообразная предметная среда и добрый, помогающий взрослый.
Возраст 6–7 лет – следующий пик повышенной агрессивности, он может быть вызван стрессом, возникающим в начале школьного обучения. Агрессивно могут вести себя дети, с трудом привыкающие к школе, не подготовленные к нагрузке, не готовые к тесному общению с одноклассниками и учителями.
Вспышки агрессивности у подростков объясняются также возрастными особенностями: это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, возраст сильных эмоций и переживаний.
В целом же считается, что агрессия в детском и подростковом возрасте возникает в двух случаях: если исчерпаны все другие возможности для удовлетворения своих потребностей и как «выученное поведение», когда агрессивные поступки становятся повтором поведения родителей или других значимых людей (даже персонажей кинофильмов).
Проявления агрессии бывают самыми разными.
Например, физическая агрессия (использование физической силы против другого лица) может проявиться у детей достаточно рано. Даже маленькие дети в семье порой ссорятся и дерутся. Лучше всего, как ни странно, не вмешиваться в детскую драку, не превращать ее в важное событие – дети часто самостоятельно умеют разрешать свои проблемы. Дело в том, что вмешательство родителей дети быстро учатся использовать в своих целях – увидеть наказание «противника», получить желаемое, привлечь внимание или досадить родителям. А в тех случаях, когда есть основания всерьез опасаться за здоровье детей или дети еще очень маленькие, следует развести их в разные стороны, четко и ясно сказав, что драться нельзя.
Бывает так, что агрессия ребенка направлена на родителя (в зависимости от возраста это могут быть попытки ударить, укусить, нагрубить, кинуть или разбить какой-то предмет). Нежелательно отвечать агрессией на агрессию или использовать телесные наказания – ведь тем самым демонстрируется именно та модель поведения, против которой родители выступают. Конечно, отшлепанный ребенок может больше не повторить свой проступок. Однако причиной станет не понимание ребенком неправильности своего поведения, а страх, который со временем может перейти в неприязнь и даже ненависть к родителям.
Есть еще и словесная агрессия. Почти все дети рано или поздно начинают использовать бранные слова, естественным образом впитывая и повторяя то, что говорят окружающие (в том числе и сами родители). Зачастую дети не знают значения произнесенных ругательств, и тогда можно просто сказать, что это – грубое или неприятное слово и лучше его не повторять.
Бывает, ребенок употребляет грубые слова, чтобы огорчить или разозлить кого-то из близких. В таких случаях лучше всего игнорировать брань – не достигнув цели, дети прекращают пользоваться этим способом. Если же они воспринимают игнорирование как молчаливое одобрение и продолжают ругаться, то краткий и четкий выговор («Довольно!», «Отвратительно!») будет лучше длинной нотации. В то же время можно попробовать подобрать с ребенком те слова, которые помогут ему выразить сильные чувства, – например, если он ударился или сильно обижен и разозлен.
Агрессивный ребенок часто вызывает антипатию, его трудно понять и принять. Однако он нуждается в добром отношении и помощи взрослых.
Таких детей важно обучать приемлемым способам выражения гнева и умению владеть собой в провоцирующих, конфликтных ситуациях; им надо демонстрировать модель неагрессивного поведения и быть внимательным к их нуждам и потребностям.

ЧТО ДЕЛАТЬ,
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
…сквернословит?

Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.

Причины сквернословия:

  •  Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста).
  •  Повторение часто слышимых ругательств из-за их заразительной силы, способ выразить свое отношение (дошкольный и младший школьный возраст).
  • Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст).
  • Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).

Если сквернословит маленький ребенок:

  • Объясните, что эти слова неприличны и оскорбительны для тех, кто их слышит.
  • Скажите, что некоторые люди настолько несдержанны и невоспитанны, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека.
  • Не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания: видя, что вы очень встревожены, ребенок может использовать ругань назло вам.
  • Заметьте, что в вашей семье не принято употреблять такие слова.
  • Предложите выразить свои чувства другими словами – от междометий (ой!) до смешных ругательств (крокозябра ты этакая!).

Если сквернословит подросток:

  • Объясните, что ругань является частью нашего языка, но не надо навязывать ее тем, чей слух она оскорбляет.
  • Скажите подростку, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся.

Бесполезно:

  •  ругать или запрещать;
  • бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.

Полезно:

  • следить за собственной речью: если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
  • объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае, когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
  • научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями;
  • научить реагировать на чужую грубость или агрессию.

...дразнит других детей?

Воображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Воображалу укусил.

«Обзывания» – частая причина детских обид и даже драк. В то же время – это «испытание на прочность»: общаясь, дети неизбежно обзывают и дразнят друг друга, будто бы проверяя силу характера.

Причины, по которым дети дразнят и обзывают друг друга:

  • Сознательное желание оскорбить или разозлить сверстника (у агрессивных детей).
  • Желание привлечь внимание или начать забавную игру.
  • Оскорбление-провокация (дразнящий хочет спровоцировать сверстника на ответные действия – словесную перепалку, борьбу, погоню).
  • Желание повеселить окружающих.
  • Самоутверждение (дразнящий унижает сверстника и утверждает свое лидерство).
  • Месть.

Невозможно запретить детские дразнилки и «обзывания» – это часть детского фольклора и особая форма общения со сверстниками. Как правило, дети в состоянии выяснить свои отношения самостоятельно. Однако, если ваш ребенок часто задевает своих сверстников, следует задуматься о причинах такого поведения. Чтобы ребенок не растерял своих друзей, научите его ценить дружбу и доброжелательно общаться.

Или вашего ребенка дразнят другие дети?

Ребенок, которого часто дразнят или обзывают, может почувствовать себя неполноценным, потерять уверенность в себе. Нелегко приходится детям, которые имеют особенности, провоцирующие сверстников на придумывание обидных прозвищ: «долговязый», «толстая», «заика», «косоглазый».
Важно, чтобы взрослые (родители, воспитатели и учителя) позаботились о повышении самооценки ребенка и помогли ему правильно относиться к своей особенности, не допуская насмешек и издевательств со стороны других детей.
Во все времена дети произносили (и сочиняли сами) специальные «отговорки» – ответы на дразнилки, помогающие им отстоять себя в «выяснении отношений».

Кто так обзывается,
Тот сам так называется.
Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.
Я девочка Снегурочка,
Мой папа – Дед Мороз,
Мамочка – Снегурочка,
А ты сопливый нос.
Обзывай меня весь год,
Все равно ты бегемот.
Обзывай меня весь век,
Все равно я человек.

...постоянно спорит и дерзит?

Ваш ребенок ведет себя так, будто хочет доказать, что он всех главнее. Он говорит вам, что собирается поступать так, как сам считает нужным.
Он постоянно спорит и дерзит родителям и другим взрослым, как будто нарочно дразнит их. С ним невозможно договориться.
Увы, почти все попытки переспорить или подчинить ребенка ведут к поражению взрослых. Ребенок продолжает бороться за власть, рассчитывая, что такое поведение поможет ему самоутвердиться, доказать свою силу.

«Борясь за власть», дети обнаруживают:

  •  вспыльчивость;
  • намерение прогуливать уроки;
  • тяготение к спорам;
  • упрямство;
  • забывчивость;
  • склонность к безделью;
  • демонстрацию превосходства;
  • дерзость;
  • непокорность, неподчинение.

Склонность к дерзости и спорам может быть вызвана типичной особенностью поведения детей и подростков – негативизмом.
Это стремление к противодействию всякому внешнему влиянию – начиная с отказа выполнять просьбы взрослых до выраженного стремления делать все наоборот.
Негативизм усиливается при чрезмерном контроле и опеке и ослабевает при сочетании разумного контроля и демонстрации уважения к личности ребенка.

Советы родителям:

  • Избегайте борьбы за власть.
  • Скажите ребенку, что вы не можете «заставить» его поступать так, как вы считаете правильным, но будете признательны, если он согласится с вами.
  • Найдите благоприятную возможность продемонстрировать ребенку признательность (когда он не «борется» с вами).
  • Найдите способы дать ребенку почувствовать свою значимость. Спрашивайте у него совета в той области, где вы сможете этому совету последовать.

...устраивает истерики?

Каковы причины детских истерик? Как реагировать на приступы детского гнева и плача? Что делать, если скандал случился в публичном месте? Как успокоить кричащего и рыдающего малыша (а иногда и ребенка постарше)?
Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь достичь каких-либо целей и добиться от взрослых исполнения своих желаний.
Сережа с мамой в детском магазине, мальчик видит большую красивую машину. «Мама, купи!» – просит Сережа. Мама объясняет, что это очень дорогая игрушка. Но Сережа ее не слышит и, топая ногами, уже кричит: «Купи, купи!!!». На них начинают оборачиваться другие покупатели…

У детских истерик есть разные причины:

  • отказ взрослых выполнить желание ребенка;
  • чрезмерные или противоречивые требования взрослых;
  • усталость или нервное перевозбуждение ребенка;
  • подражание другим детям.

Дети, склонные к частым истерикам, могут вырасти избалованными, агрессивными и эгоистичными.

Как правильно реагировать на детскую истерику?

  • Выразите чувства ребенка словами: «Ты хочешь машинку и злишься, потому что не можешь ее получить». Доброжелательно, но твердо скажите, что вы его понимаете, но такое поведение недопустимо.
    Предупредите малыша о последствиях (и выполните свое обещание, если истерика не прекратится): «Тебе надо успокоиться. Иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернемся домой без мячика, за которым пришли».
  • Возьмите тайм-аут. Усадите ребенка на стул или отведите в комнату (важно, чтобы ребенок не мог причинить себе серьезного вреда) и оставьте его одного. Если это невозможно, покиньте помещение сами – уйдите в ванную или в спальню. Без зрителей истерики часто прекращаются сами собой.
  • Если истерика случилась с ребенком на глазах у других людей, постарайтесь о них не думать. Держитесь уверенно и действуйте так, как будто вокруг никого нет.
  • Сохраняйте контроль над собой. Не кричите на ребенка и не угрожайте ему – это плохой пример для подражания. Когда ребенок успокоится, скажите, что вы были сильно огорчены, но рады, что он смог успокоиться.

Научите ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах.
Оберегайте малыша от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения новыми впечатлениями.

Юлия КОРЧАГИНА,
психолог

 


Вход на сайт
Версия
Поиск
Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • МОУ "Сольвычегодская СОШ" 2020
    Конструктор сайтов - uCoz