Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 31.05.2020, 20:22

МОУ "Сольвычегодская средняя школа"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статья 3

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

 

В этой статье мы попробуем найти ответы на такие вопросы: каким образом финансовое состояние семьи сказывается на отношении ребенка к деньгам? С какого возраста ребенок может иметь карманные деньги? Должен ли ребенок быть в курсе финансовых проблем родителей? Правильно ли оплачивать хорошие отметки, полученные ребенком? Что делать, если ребенок ворует деньги?

Дети и деньги

Тема денег в обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто полярных. По нашему мнению, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения потребностей (материальных и духовных). человек думает не столько о деньгах, сколько о своей жизни, о своих потребностях (материальных и духовных) и способах их удовлетворения.
Отношение к деньгам, которое формируется у детей и подростков, всегда зависит от места денег в семье.
Учеными было проведено исследование, которое подтвердило: дети действительно учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними, но не потому, что родители их учат этому, а потому, что дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы.
Изначально у ребенка нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимости. Но с ребенком-дошкольником на эти темы уже можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку.
С какого же возраста дети могут иметь карманные деньги? С того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия – как правило, в младшем школьном возрасте.
Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать проблемы родителей и быть в курсе, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.
Хорошо, когда вместе с переходом на «денежные отношения» увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению – значит, дорос и до каких-то домашних дел. И, конечно, сумма, которую мы предназначаем ребенку, зависит от достатка семьи. Если возможности семьи ограниченны, родитель может спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с ними справляться.
Большим потрясением для родителей могут стать случаи воровства денег в семье. Детское воровство бывает вызвано разными мотивами. Некоторые случаи даже нельзя назвать воровством в прямом смысле этого слова. Например, маленький ребенок еще не способен понять, что такое собственность. Мы не будем называть его вором, но обязательно расскажем, что чужие вещи брать нельзя. В дошкольном и младшем школьном возрасте частые причины воровства – нравственная неразвитость и слабая воля. Ребенок может оказаться и жертвой шантажа – нередки случаи, когда старшие ребята вымогают деньги у младших, а те, боясь признаться, уносят их из дому. Бывает и так, что цель, ради которой ребенок крадет, настолько для него важна, что перевешивает даже страх наказания. Например, для привлечения внимания (угощения, «задабривания») сверстников, с которыми ребенок хочет подружиться. В этом случае, помимо разговора о недопустимости воровства и о праве собственности, необходимы обучение навыкам общения (умению знакомиться, привлекать внимание), обсуждение темы дружбы, повышение самооценки ребенка.
Воровство может быть и реакцией на семейное неблагополучие. Например, на жесткое, жестокое воспитание, на жизнь, полную запретов и ограничений. Это ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Одинаково вредны обе крайности – и вседозволенность, и жесткость.
Некоторые родители опасаются, что ребенок, один раз что-то стащивший, станет вором. Как все-таки реагировать на случаи воровства?
Разговаривая с ребенком, лучше всего сделать акцент на своих чувствах и последующих действиях. Например: «Из моего кошелька пропали деньги. Мне больно думать о том, что их взял кто-то из нашей семьи. Я хочу получить их обратно. Если этого не случится, всю следующую неделю семья будет есть одни макароны, поскольку пропали продуктовые деньги». И если деньги не вернутся, сдержите обещание. В случае, если родители твердо уверены в вине ребенка (или он сам признался), можно поговорить о возмещении ущерба: деньги могут быть отработаны. Либо ребенок лишится обещанной покупки, карманных денег. Это не наказание, а ответственность за совершенный проступок.
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки или за выполнение некоторых домашних дел. Психологи, как правило, не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: привыкший к денежному поощрению ребенок очень скоро за «просто так» может не захотеть учить историю или мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных дел может подмениться исключительно стремлением к деньгам. Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Но предпочтительнее эмоциональное поощрение. Похвала или подарок по случаю окончания учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

Что делать, если ваш ребенок хочет иметь  карманные деньги?

С какого возраста дети могут иметь карманные деньги? Как помочь научиться правильно ими распоряжаться? В каких случаях стоит быть осторожным с выдачей карманных денег? Какова может быть сумма, выдаваемая на карманные расходы?

Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Зачем?
Дочь: У нас все ходят с деньгами: вдруг что-то понадобится…
Мама: Если что-то понадобится, я тебе сама куплю.
Дочь: У нас в школе автомат с водой поставили, и в киоске я заколку хотела купить…
Мама: Ты все на чипсы потратишь. А тебе известно, как трудно деньги зарабатывать?
Дочь: Вот у других девочек всегда деньги есть…
Мама: Значит, у девочек родители богатые, а мы не можем себе такое позволить. Рано тебе еще о деньгах думать.

Чем старше становится ребенок, тем шире границы его самостоятельности, тем больше у него потребностей. Одна из них – потребность самостоятельно тратить деньги. Как правило, это происходит в младшем школьном возрасте.

Ребенку следует давать карманные деньги

  • Если он знает, зачем ему нужны деньги, и может внятно объяснить, на что он их потратит.
  • Если он понимает проблемы родителей и знает, что деньги зарабатывают трудом.
  • Если он умеет ходить в магазин, делать покупки и не забывать сдачу.

Ребенку не следует давать карманных денег

  •  Если он неуправляемый: плохо себя ведет, не держит свои обещания и склонен ко лжи.
  •  Если он не умеет отказываться от мелких желаний.
  •  Если он не знает, за какой труд родители получают зарплату.

Если вы решили, что ребенку пока рано иметь деньги, не отказывайте ему в резкой форме. Объясните, почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.
Хорошо, если с переходом на «денежные отношения» увеличатся и обязанности ребенка: если он хочет тратить деньги по своему усмотрению – значит, дорос и до некоторых домашних дел.

Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Тебе хотелось бы иметь карманные деньги?
Дочь: Да, хочется что-то покупать.
Мама: Я тоже думаю, что пора тебе учиться распоряжаться деньгами.
Дочь: А как?
Мама: Давай все запишем и посчитаем. Я расскажу тебе, как мы зарабатываем и тратим деньги. Потом мы составим список твоих ежедневных трат или необходимых покупок и примем решение.

Сумма, которая выдается ребенку, зависит от достатка семьи и возраста ребенка. Но это карманные деньги, а значит, их не должно быть много.

Юлия КОРЧАГИНА,
кандидат психологических наук

 

Вход на сайт
Версия
Поиск
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • МОУ "Сольвычегодская СОШ" 2020
    Конструктор сайтов - uCoz