Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 31.05.2020, 20:24

МОУ "Сольвычегодская средняя школа"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программирование

Программирование на языке Паскаль

 
Pascal — это императивный язык программирования, разработанный Никлаусом Виртом в 1970 в качестве языка обучения структурному программированию. Название языку дано в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля. Первоначально язык компилировался в байт-код, подобно языку Java.
 
Типы переменных:
            Целочисленные переменные.
Shortint - короткие целые числа (1 байт). (-128 127)
Longint - удвоенные целые числа (4 байта). (-231 231-1)
Integer - обычные целые числа (2 байта). (-32768 32767)
Word - целые положительные числа (2 байта). (0 65535)
Byte - целые короткие положительные числа (1 байт). (0 255)

                 Логический тип:
Boolean - логические переменные (1 байт) могут принимать 2 значения: · True (истина) · False (ложь)
огические переменные могут использоваться только в логических выражениях. Над ними можно выполнять только 2 операции: · равно (=) · не равно (< >) Для идентификаторов имеет место: False< True Над логическими переменными возможны следующие операции: And (и) Or (или) Not (не) Ord (false) = 0 Ord (true) = 1
 
                Символьный тип:
Chor - служит для хранения одного символа (1 байт) (буква, цифра, знаки препинания, специальные символы, непосредственно код). Значения символьных переменных задаются в апострофах - " А”, "9”.
Строковый тип.
String - строковые переменные (255 байт). Это строка символов заключенных в апострофах.
 
                Вещественный тип:
Real - служит для хранения вещественных (дробных) чисел.
 
Стандартные функции.
sin (x)   -    sin x (вещ.)
cos (x)  -    cos x (вещ.)
arctg(x) -    arctg x (вещ.)
exp (x)  -     ex (вещ.)
ln (x) -  ln x (вещ.)
pi (x) -  3.14 (вещ.)
abs (x) -   модуль (вещ.)
sqr (x) -   х в квадрате (вещ.)
sqrt (x) -   корень (вещ.)
random (x) -  генератор случайных чисел (вещ.)

Структура программы на Паскале.
Программа – это последовательность инструкций компьютеру приводящих к конечному результату за конечное число шагов.
Программа, написанная на алгоритмическом языке, переводится на язык машинных команд:
program <имя>;
<описательная часть>;
<раздел функций и процедур>;
begin
<исполнительная часть>;
end.

Зарезервированные слова:
program – всегда первый; ·
begin – начало;
end – конец.

Что должно быть в описательной части программы:
· Все переменные, используемые в программе должны быть описаны.
Описание начинается со служебного слова var .
program ff;
var i, n: integer;
x,y,z: real;
begin;
.........
end.
 
Список переменных от типа отделяется ":”, одно описание от другого – ";”, список переменных – ",”.
Метки в программе описываются с помощью служебного слова: label.
Константы : const.
Пользовательский тип данных: type.

Что должно быть в исполнительной части программы.
Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами. Операторы отделяются один от другого – ";”.

Бывают трех типов: · пустой оператор; ·
                                     простой оператор; 
                                    составной оператор.

   Составной оператор:
begin
<оператор 1>; <оператор 2>;
......
end;

 

                                                                                                        Операторы Паскаля:
Оператор присваивания.
": =” – знак присваивания.
<переменная> : = <выражения>; Читается одиноково.
Паскаль не допускает смешенных выражений. Слева – вещественное, справа - целое выражение (допустимо). Если в выражении есть хотя бы одна вещественная переменная, все выражение будет вещественным.
Операторы ввода-вывода.
READ (<список - ввода>)
- имя оператора ввода;
- список переменных, разделенных запятыми.
 
WRITE (<список - вывода>) - имя оператора вывода;
- список переменных вывода, разделенных запятыми.
 
READLN (a, b, c) - после вода значений a, b и c курсор перемещается на следующую строку.
 
WRITELN - без списка вывода можно использовать для пропуска строк при оформлении вывода результатов.

 В операторе WRITE можно использовать формат вывода значений переменных.
Writeln ( ’_ a = ’ , a:8:3, ’_ b = ’, b:4);
при a = 341.154, b = 2
_ a = _ 341.154 _ b = _ 144
при a = 1.3, b = 144
_ a = _ _ _ 1.300 _ b = _ 144
Program _ prim;
сlrscr - оператор гашения экрана;
var a, b: integer;
        x ,y: real;
begin
    writeln (’ введите a, b ’);
      readln ( a, b);
      x: = a + b; y: = a/b;
     writeln (’ x = ’, x:8:3, ’_ _ ’, ’y = ’, y:8:3);
end.
Ключевые слова горят ярче, чем весь текст прогаммы.

Операторы условия и перехода.
Строки программы на Паскале не нумеруются. Отдельные строки в программе могут иметь метки, к которым можно переходить.
Метки должны быть описаны с помощью ключевого слова label N1, N2 … ; в описательной части программы.
N1, N2, … - идентификатор или целое число (положительное) (0 9999).
Оператор: GO TO N; -передает управление строке с меткой N.
program pr;
label 3;
var x, y: real;
begin
3: readln (x, y);
go to 3;
end.

Оператор: IF < условия > THEN P1 [ ELSE P2 ]; если то иначе (не обязательная часть)
<условие> - логическое выражение ;
P1, P2 - простой или составной операторы.
По этому оператору: если <условие> - "истинно", то выполняется P1 (true); - " ложно", то выполняется P2 (false).
Если ELSE - отсутствует и <условие> - "ложно", то управление передается следующему оператору.
Распечатать наибольшее из двух чисел:
 IF a>b THEN write (a) ELSE write (b).

Логические выражения могут быть сложными, составленными с помощью логических операций: AND (и) OR (или) NOT (не).
F (a>b) and (a>c) THEN writeln (’a = ’, a)
Паскаль допускает вложенность операторов IF.
IF n>0 THEN
    F ( m div n)>n THEN
         m: = m-n ELSE
         m: = m + n; ELSE - всегда относится к ближайшему оператору IF.
Если n>0 и (m div n)>n будет выполнено m: = m-n.
Если n>0, но (m div n) n будет выполнено m: = m + n.
Если n 0 - переход к следующему оператору.
 
Вход на сайт
Версия
Поиск
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • МОУ "Сольвычегодская СОШ" 2020
    Конструктор сайтов - uCoz