ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ |
Откуда берутся трудные дети? Пытаясь объяснить поведение ребенка, особенно если оно отклоняется от принятой нормы, мы задаемся вопросом: в чем тут причина – в неправильном воспитании или плохой наследственности?
От яблоньки – яблочко, от елочки – шишка. Русские народные пословицы «Чего от него ждать, – вздыхают
окружающие, говоря о трудном (непослушном, ленивом, агрессивном) ребенке. –
Посмотрите на его семью: какие родители, такие и дети». Характер и… тело В течение долгого времени попытки ученых объяснить поведение человека носили биологический характер. Одно из первых направлений, возникшее в рамках биологических теорий, называется конституциональным. Конституция человека (лат. constitutio – состояние, устройство) – совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных особенностей человека, обусловленных наследственностью (генотипом). Конституция проявляется в особенностях строения тела, свойств и функций организма (в том числе особенностей высшей нервной деятельности). Ярким
представителем этого направления был итальянский криминалист и психиатр
девятнадцатого века Чезаре Ломброзо. Он утверждал, что существуют
«прирожденные» преступники, люди, относящиеся к более примитивному
человеческому типу, и пытался описать их характерный облик путем измерений
черепа, роста, веса, выявления аномалий строения тела. Результаты своих
исследований Ломброзо опубликовал в 1876 году в работе «Преступный человек».
По его мнению, типичный врожденный преступник имеет скошенный лоб, удлиненные
или неразвитые мочки ушей, крупный подбородок (выдающуюся челюсть), складки
на лице, длинные руки, чрезмерную волосатость или, наоборот, склонность к
облысению. Современные последователи Ломброзо провели исследование о взаимосвязи внешней привлекательности школьников и асоциального поведения. Оказалось, что асоциальным образом чаще ведут себя школьники, которых сверстники оценили как непривлекательных. Но этот результат нельзя считать подтверждением теории итальянского криминалиста. Вполне возможно, что мы имеем дело с механизмом «самореализующегося пророчества»: будучи негативно оцененными по внешнему виду, такие дети и вести себя начинают негативно. Ученые еще
не раз возвращались к идее биологической обусловленности характера и
поведения. Во всем виноваты гены Второе крупное направление в биологических теориях, объясняющих поведение, – психогенетическое. Здесь мы вплотную приближаемся к вопросу о роли наследственности и среды в формировании характера и поведения человека. Психогенетика – область знаний, пограничная между психологией и генетикой. Предметом исследования психогенетики является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании психических черт человека. Основанием для развития психогенетики послужило открытие австрийского биолога Грегора Менделя о закономерностях передачи наследственных задатков. Он выявил, что наследственные факторы (сегодня их называют генами) не исчезают, а проявляются вновь в следующих поколениях. В психологию понятие наследственности ввел Фрэнсис Гальтон, английский психолог и антрополог, двоюродный брат Чарльза Дарвина. Он считал, что решающую роль в физическом и психическом развитии индивида играет фактор наследственности и что различия между индивидами как телесного, так и психологического порядка могут быть объяснены только в понятиях учения о наследственности. Для проведения исследований, проверяющих выдвинутые им гипотезы, Гальтон использовал предложенный им близнецовый метод. Близнецовый
метод – один из наиболее информативных методов психогенетики, основанный на
сопоставлении внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и
неидентичных дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной
зиготы (оплодотворенной яйцеклетки, которая иногда на ранних стадиях своего
деления дает начало двум эмбриональным структурам). Монозиготные близнецы –
единственные люди, имеющие идентичный набор генов. Результаты
проведенных исследований оказались противоречивыми. Метод приемных детей – психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в одинаковой среде. Если дети, взятые на воспитание в другие семьи вскоре после рождения, обнаруживают большее сходство со своими биологическими родителями, чем с приемными, это становится доказательством генетического влияния. Согласно
проведенным исследованиям только некоторая, достаточно малая, часть приемных
детей от криминальных родителей становится преступниками, что подразумевает
довольно скромный вклад генетики в преступность. Однако влияния,
предшествующие усыновлению, повышают риск возникновения у ребенка физических
недостатков, задержек развития и нарушений поведения (стрессы, патология
беременности, преждевременные роды). Особенно явно такая взаимосвязь
прослеживается у лиц, совершивших достаточно серьезные преступления.
Лишняя хромосома Третье направление в биологических теориях – биокриминологическое. Основной гипотезой этого направления является хромосомная гипотеза. В рамках этого направления учеными также делались попытки установить связь между преступным поведением и наследственностью. Выдвигались предположения, что среди преступников, особенно виновных в тяжких преступлениях, по сравнению с популяцией в целом непропорционально высока доля людей с добавочной Y-хромосомой. Было установлено, что среди заключенных такая аномалия встречается в 15 раз чаще. Однако и эта гипотеза не подтвердилась окончательно: не все повторные исследования подтвердили полученный результат. Кроме того, было предложено и альтернативное объяснение: склонность к противоправному поведению носителей лишней хромосомы вызвана не наличием «лишней» хромосомы, а связанными с ней индивидуальными особенностями, такими, как быстрое созревание в сочетании с низким интеллектом. Гормон агрессивности Четвертое направление связано с исследованием гормональных влияний и может быть названо биохимическим. Ученые предположили, что агрессивное поведение может быть обусловлено влиянием андрогенов (мужских половых гормонов). Многочисленные эксперименты по проверке этой гипотезы дали также весьма противоречивую информацию. В результате большинство исследователей склонились к мысли, что тестостерон лишь косвенно влияет на уровень агрессии – он определяет активность и доминантность личности. Это достаточно нейтральные характеристики личности: обладающий ими человек в зависимости от внешних условий может стать как разрушителем и агрессором, так и целеустремленным, позитивным лидером. Неразвитая кора Пятое
направление в
биологических теориях изучает взаимосвязь дисфункций (повреждений)
головного мозга и отклоняющегося поведения. Представители данного направления
также объясняют нарушения поведения с точки зрения биологического функционирования
человека. На самом деле В
последнее время популярность биологических теорий сходит на нет. Все больший
вес приобретают социологические, культурологические и психологические
концепции. Невозможно такой сложный и многогранный феномен, как человеческое
поведение, объяснять лишь биологическими причинами. Юлия КОРЧАГИНА, |