Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 02.06.2020, 01:57

МОУ "Сольвычегодская средняя школа"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статья2

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

 

Откуда берутся трудные дети?

Пытаясь объяснить поведение ребенка, особенно если оно отклоняется от принятой нормы, мы задаемся вопросом: в чем тут причина – в неправильном воспитании или плохой наследственности?

 От яблоньки – яблочко, от елочки – шишка.
Какие корешки, такие и ветки,
какие родители, такие и детки.
Каков дуб, таков и клин.
Каково семя, таково и племя. 

Русские народные пословицы 

«Чего от него ждать, – вздыхают окружающие, говоря о трудном (непослушном, ленивом, агрессивном) ребенке. – Посмотрите на его семью: какие родители, такие и дети».
Обязательно ли у родителей-алкоголиков, родителей-преступников и дети вырастут любителями спиртного и нарушителями закона? Передается ли склонность к отклоняющемуся поведению по наследству? Есть ли особые причины биологического характера, ответственные за возникновение нарушений в поведении? Не будут ли напрасны все наши воспитательные усилия? 

Характер и… тело

В течение долгого времени попытки ученых объяснить поведение человека носили биологический характер.

Одно из первых направлений, возникшее в рамках биологических теорий, называется конституциональным. 

Конституция человека (лат. constitutio – состояние, устройство) – совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных особенностей человека, обусловленных наследственностью (генотипом). Конституция проявляется в особенностях строения тела, свойств и функций организма (в том числе особенностей высшей нервной деятельности). 

Ярким представителем этого направления был итальянский криминалист и психиатр девятнадцатого века Чезаре Ломброзо. Он утверждал, что существуют «прирожденные» преступники, люди, относящиеся к более примитивному человеческому типу, и пытался описать их характерный облик путем измерений черепа, роста, веса, выявления аномалий строения тела. Результаты своих исследований Ломброзо опубликовал в 1876 году в работе «Преступный человек». По его мнению, типичный врожденный преступник имеет скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, крупный подбородок (выдающуюся челюсть), складки на лице, длинные руки, чрезмерную волосатость или, наоборот, склонность к облысению.
Чезаре Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники неисправимы: они никогда не смогут справиться со своими инстинктами и не будут подчиняться правилам поведения.
Менее известен другой ученый – Ричард Дагдейл, исследовавший фамильное древо американской семьи Джуксов. Он подсчитал, что в семи поколениях из 1200 членов семьи 140 оказались преступниками! Дагдейл сравнил Джуксов с потомками Джонатана Эдвардса – известного проповедника. Среди потомков этого человека оказались высшие судейские чиновники, писатели и религиозные деятели и даже один из президентов Соединенных Штатов Америки.
Дагдейл сделал вывод о генетической предрасположенности к преступному поведению, передающейся из поколения в поколение. Но эти выводы были признаны несостоятельными: несмотря на то что среди потомков Эдвардса не было людей, совершивших преступления, они нашлись среди его предков, как и у Джуксов.
Теория Ломброзо также не подтвердилась. В 1913 году врач королевской тюрьмы в Англии Чарльз Горинг провел исследование и опубликовал работу «Заключенные в Англии», выводы которой полностью опровергли теорию Ломброзо.

Современные последователи Ломброзо провели исследование о взаимосвязи внешней привлекательности школьников и асоциального поведения. Оказалось, что асоциальным образом чаще ведут себя школьники, которых сверстники оценили как непривлекательных. Но этот результат нельзя считать подтверждением теории итальянского криминалиста. Вполне возможно, что мы имеем дело с механизмом «самореализующегося пророчества»: будучи негативно оцененными по внешнему виду, такие дети и вести себя начинают негативно.

Ученые еще не раз возвращались к идее биологической обусловленности характера и поведения.
Немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер на основе особенностей телосложения человека создал типологию темпераментов. Работа «Строение тела и характер» принесла ему всемирную известность. Он выделял три типа телосложения: лептосомный, пикнический и атлетический.
Лептосомный (от греч. lерtos – тонкий, нежный и soma – тело) – тип телосложения, характеризующийся худощавостью, то есть отставанием роста тканей в толщину по сравнению с ростом в длину.
Пикнический тип (от греч. pyknos – плотный) – тучный, с коренастой фигурой, короткой шеей и большим животом.
Кречмер считал, что люди с пикническим типом конституции больше других склонны к маниакально-депрессивным психозам (постоянным колебаниям чрезмерно сниженного или повышенного настроения). Людей с лептосомным типом он относил к группе риска по шизофрении (заболеванию, характеризующемуся нарушением связи с реальностью, галлюцинаторными или бредовыми переживаниями, нарушениями мыслительной и эмоциональной сферы).
Американский врач-психолог Уильям Шелдон также исследовал связь между типами темперамента и соматическим строением человека. Он тоже выделил три типа телосложения: эндоморфный (большое количество жира, округлые формы), эктоморфный (высокий рост, тонкость и хрупкость тела) и мезоморфный (мускулистость, широкая грудная клетка и плечи, узкие бедра). Эндоморфы обычно расслабленны, общительны и любят комфорт; эктоморфы сдержанны, скованны, чувствительны, неловки в социальных контактах, стремятся к одиночеству; мезоморфы энергичны, уверенны в осанке и движениях, стремятся к власти и риску. Именно мезоморфы с точки зрения Шелдона в большей степени склонны к доминированию, активности, агрессии и насилию.

Во всем виноваты гены

Второе крупное направление в биологических теориях, объясняющих поведение, – психогенетическое. Здесь мы вплотную приближаемся к вопросу о роли наследственности и среды в формировании характера и поведения человека. 

Психогенетика – область знаний, пограничная между психологией и генетикой. Предметом исследования психогенетики является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании психических черт человека.

Основанием для развития психогенетики послужило открытие австрийского биолога Грегора Менделя о закономерностях передачи наследственных задатков. Он выявил, что наследственные факторы (сегодня их называют генами) не исчезают, а проявляются вновь в следующих поколениях.

В психологию понятие наследственности ввел Фрэнсис Гальтон, английский психолог и антрополог, двоюродный брат Чарльза Дарвина. Он считал, что решающую роль в физическом и психическом развитии индивида играет фактор наследственности и что различия между индивидами как телесного, так и психологического порядка могут быть объяснены только в понятиях учения о наследственности.

Для проведения исследований, проверяющих выдвинутые им гипотезы, Гальтон использовал предложенный им близнецовый метод.

Близнецовый метод – один из наиболее информативных методов психогенетики, основанный на сопоставлении внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и неидентичных дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы (оплодотворенной яйцеклетки, которая иногда на ранних стадиях своего деления дает начало двум эмбриональным структурам). Монозиготные близнецы – единственные люди, имеющие идентичный набор генов.
Дизиготные близнецы развиваются из двух одновременно оплодотворенных яйцеклеток; у них, как и у обычных родных братьев и сестер, в среднем 50% общих генов.
Если по какому-либо показателю психического развития монозиготные близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, чем дизиготные, то это рассматривается как признак зависимости данного показателя от генетических факторов. Иными словами, этот признак передается по наследству. 

Результаты проведенных исследований оказались противоречивыми.
Некоторые из них подтверждают влияние генетики на криминальность. Например, было выявлено, что 50–70% монозиготных близнецовых пар имеют сходную криминальную историю, в то время как у «обычных» (дизиготных) близнецов такая схожесть встречается значительно реже – в 20% случаев. Однако в других исследованиях эти результаты не подтверждаются.
Еще один метод, с помощью которого ученые проводят исследования о влиянии наследственности, называется метод приемных детей. 

Метод приемных детей – психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в одинаковой среде. Если дети, взятые на воспитание в другие семьи вскоре после рождения, обнаруживают большее сходство со своими биологическими родителями, чем с приемными, это становится доказательством генетического влияния. 

Согласно проведенным исследованиям только некоторая, достаточно малая, часть приемных детей от криминальных родителей становится преступниками, что подразумевает довольно скромный вклад генетики в преступность. Однако влияния, предшествующие усыновлению, повышают риск возникновения у ребенка физических недостатков, задержек развития и нарушений поведения (стрессы, патология беременности, преждевременные роды). Особенно явно такая взаимосвязь прослеживается у лиц, совершивших достаточно серьезные преступления.
Работы Гальтона положили начало многочисленным исследованиям наследственной обусловленности интеллекта и личностных черт.
Например, Нэнси Петерсон обнаружила, что такие характеристики поведения, как уровень экстраверсии/интроверсии (направленность во внешний/внутренний мир) и уровень нейротизма (эмоциональная неустойчивость) генетически обусловлены, то есть являются наследственными. 

Лишняя хромосома

Третье направление в биологических теориях – биокриминологическое. Основной гипотезой этого направления является хромосомная гипотеза. В рамках этого направления учеными также делались попытки установить связь между преступным поведением и наследственностью. Выдвигались предположения, что среди преступников, особенно виновных в тяжких преступлениях, по сравнению с популяцией в целом непропорционально высока доля людей с добавочной Y-хромосомой. Было установлено, что среди заключенных такая аномалия встречается в 15 раз чаще. Однако и эта гипотеза не подтвердилась окончательно: не все повторные исследования подтвердили полученный результат. Кроме того, было предложено и альтернативное объяснение: склонность к противоправному поведению носителей лишней хромосомы вызвана не наличием «лишней» хромосомы, а связанными с ней индивидуальными особенностями, такими, как быстрое созревание в сочетании с низким интеллектом. 

Гормон агрессивности

Четвертое направление связано с исследованием гормональных влияний и может быть названо биохимическим. Ученые предположили, что агрессивное поведение может быть обусловлено влиянием андрогенов (мужских половых гормонов). Многочисленные эксперименты по проверке этой гипотезы дали также весьма противоречивую информацию. В результате большинство исследователей склонились к мысли, что тестостерон лишь косвенно влияет на уровень агрессии – он определяет активность и доминантность личности. Это достаточно нейтральные характеристики личности: обладающий ими человек в зависимости от внешних условий может стать как разрушителем и агрессором, так и целеустремленным, позитивным лидером. 

Неразвитая кора

Пятое направление в биологических теориях изучает взаимосвязь дисфункций (повреждений) головного мозга и отклоняющегося поведения. Представители данного направления также объясняют нарушения поведения с точки зрения биологического функционирования человека.
Повреждение головного мозга может быть результатом перинатальных осложнений, черепно-мозговых травм, опухолей, инфекций или воздействия токсических веществ. Согласно традиционному представлению об организации мозга кора больших полушарий (более позднее, зрелое образование) контролирует более примитивные подкорковые области. С этой точки зрения агрессивные действия человека могут быть симптомами дезорганизации головного мозга: из-за снижения тормозящего контроля коры высвобождается подкорковая активность, что в поведении может проявляться как импульсивность, вспыльчивость, «расторможенность». С другой стороны, повреждение мозга может привести к несформированности или дефициту функций, необходимых для социализации (например, повреждение лобных долей мозга снижает возможность контроля за своим поведением, предвидения его результатов). Есть мнение, что детская гиперактивность также связана с минимальными дисфункциями головного мозга.

На самом деле

В последнее время популярность биологических теорий сходит на нет. Все больший вес приобретают социологические, культурологические и психологические концепции. Невозможно такой сложный и многогранный феномен, как человеческое поведение, объяснять лишь биологическими причинами.
Однако, возвращаясь к практике ежедневного общения с детьми, отметим, что бывает непросто понять мотивы ребенка и те глубинные процессы, которые участвуют в формировании его личности и влияют на его поведение. И по-прежнему существует соблазн оправдать собственное педагогическое бессилие непреодолимостью наследственных и медицинских факторов.
Не следует поддаваться этому соблазну. От биологических особенностей и нарушений зависят только сила и характер реакций на внешние воздействия. Само же поведение определяется сложным взаимодействием биологических, индивидуально-психологических и социальных факторов. Это подтверждено большинством серьезных исследований. 

Юлия КОРЧАГИНА,
кандидат психологических наук,
психолог наркологического диспансера № 3,
Москва

 

Вход на сайт
Версия
Поиск
Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • МОУ "Сольвычегодская СОШ" 2020
    Конструктор сайтов - uCoz